История Праги! позновательный тур в Прагу
Добавлено: 14 ноя 2008, 09:13
C чего все начиналось?Культура и достояние Чехии.
Давно в Чехии все было гораздо проще. Был пантеон святых и героев, которыми мастера застывшего в
камне мгновения наполняли средневековые площади и ренессансные дворцы. Правила не были ни где прописаны,
но негласный кодекс скульпторов существовал - их работы должны были возвеличивать того или иного исторического либо мифического персонажа, давая нам потомкам
понять - насколько мужественным и волевым был правитель или насколько мученическим и праведным было житие святого. Менялись одеяния и позы коней, на которых восседали герои
- но мэсседж оставался неизменным: этот человек заслужил увековечения в камне и поэтому достоин поклонения. Апофеозом подобной идеологии искусства стал Карлов Мост.
Оригинальна была не столько сама идея декорировать его скульптурами святых (которая была предложена орденом Иезуитов лишь в начале 18 века - спустя более 4-х столетий после
закладки моста!), сколько масштабы ее воплощения - 30 скульптур, и высочайший художественный уровень работ. Можно с уверенностью говорить,
что это был первый памятник, прославивший Прагу в масштабах Европы и даже мира. 20 век, динамичный и склонный к гигантизму, дал чешской столице моду на памятник
монументальный. Своего пика она достигла в 50-е годы, когда практически одновременно на двух холмах - Летне и Виткове, друг напротив друг друга были сооружены две гигантские статуи, вошедшие в
историю именно благодаря своим огромным размерам: памятник Яну Жижке (1950 г.) весом 16,5 тонн и высотой 9 метров, ставший самой большой конной статуей в мире и самый
большой в Европе памятник - Сталину весом 14 000 тонн, длиной 22, шириной 12 и высотой 15 метров. Один из лидеров гуситского движения Ян Жижка политической конъюнктуре подвластен
не был, поэтому свое место подле мавзолея чешских легионеров, позже превратившегося в мавзолей первого коммунистического лидера Чехии Клемента Готвальда (ныне пустующий),
он занимает и по сей день.
А вот советскому вождю стоять над Прагой довелось всего 7 лет. Началось все с того, что заложенный в 1952 году монумент возведен был только три года спустя, уже после смерти
«товарища Сталина». Тут же подоспели и развенчание «культа личности», и команда из Москвы: памятник убрать. В итоге, «очередь за мясом» (как метко прозвали монумент в
народе - вождь на нем изображен вместе с колонной советских и чехословацких пролетариев) стоимостью 140 миллионов крон была в 1962 году взорвана, а на опустевшем постаменте в
1991 году установили Метроном - «памятник бренности времени» авторства Братислава Новака.
О коммунистическом же прошлом Чехии сегодня напоминает другой необычный монумент -
«Памятник жертвам коммунизма» Олбрама Зоубека, открытый на улице Щего! в 2002 году. Семь человеческих фигур, спускающихся по лестнице, символизируют страдания обреченного
на смерть человека. На медных пластинах высечено число казненных (248), осужденных (205 486),
погибших в тюрьмах (4 500), погибших на границе (327) и эмигрировавших (170 938) людей за
годы с 1948 по 1989.
Не менее силен своим идейным посылом и памятник Джону Леннону, существующий как часть
одноименной стены. Своеобразный мемориал памяти участника «ливерпульской четверки» возник
в одной из незаметных улочек острова Кампа, что под Карловым мостом, сразу после
убийства «битла» в декабре 1980-го. Поклонники Леннона, несмотря на запреты, оставляли и
продолжают оставлять на ней свои надписи и рисунки памяти Великого Пропагандиста Любви.
Власти еще коммунистической Чехии порывались «прикрыть лавочку», но за народный мемориал
заступился французский посол (посольство расположено как раз напротив). Это помогло,
и сейчас Стена Леннона с украшающим ее бронзовым изваянием лица Джона - одно из самых
популярных мест «изнаночной» Праги.
Давно в Чехии все было гораздо проще. Был пантеон святых и героев, которыми мастера застывшего в
камне мгновения наполняли средневековые площади и ренессансные дворцы. Правила не были ни где прописаны,
но негласный кодекс скульпторов существовал - их работы должны были возвеличивать того или иного исторического либо мифического персонажа, давая нам потомкам
понять - насколько мужественным и волевым был правитель или насколько мученическим и праведным было житие святого. Менялись одеяния и позы коней, на которых восседали герои
- но мэсседж оставался неизменным: этот человек заслужил увековечения в камне и поэтому достоин поклонения. Апофеозом подобной идеологии искусства стал Карлов Мост.
Оригинальна была не столько сама идея декорировать его скульптурами святых (которая была предложена орденом Иезуитов лишь в начале 18 века - спустя более 4-х столетий после
закладки моста!), сколько масштабы ее воплощения - 30 скульптур, и высочайший художественный уровень работ. Можно с уверенностью говорить,
что это был первый памятник, прославивший Прагу в масштабах Европы и даже мира. 20 век, динамичный и склонный к гигантизму, дал чешской столице моду на памятник
монументальный. Своего пика она достигла в 50-е годы, когда практически одновременно на двух холмах - Летне и Виткове, друг напротив друг друга были сооружены две гигантские статуи, вошедшие в
историю именно благодаря своим огромным размерам: памятник Яну Жижке (1950 г.) весом 16,5 тонн и высотой 9 метров, ставший самой большой конной статуей в мире и самый
большой в Европе памятник - Сталину весом 14 000 тонн, длиной 22, шириной 12 и высотой 15 метров. Один из лидеров гуситского движения Ян Жижка политической конъюнктуре подвластен
не был, поэтому свое место подле мавзолея чешских легионеров, позже превратившегося в мавзолей первого коммунистического лидера Чехии Клемента Готвальда (ныне пустующий),
он занимает и по сей день.
А вот советскому вождю стоять над Прагой довелось всего 7 лет. Началось все с того, что заложенный в 1952 году монумент возведен был только три года спустя, уже после смерти
«товарища Сталина». Тут же подоспели и развенчание «культа личности», и команда из Москвы: памятник убрать. В итоге, «очередь за мясом» (как метко прозвали монумент в
народе - вождь на нем изображен вместе с колонной советских и чехословацких пролетариев) стоимостью 140 миллионов крон была в 1962 году взорвана, а на опустевшем постаменте в
1991 году установили Метроном - «памятник бренности времени» авторства Братислава Новака.
О коммунистическом же прошлом Чехии сегодня напоминает другой необычный монумент -
«Памятник жертвам коммунизма» Олбрама Зоубека, открытый на улице Щего! в 2002 году. Семь человеческих фигур, спускающихся по лестнице, символизируют страдания обреченного
на смерть человека. На медных пластинах высечено число казненных (248), осужденных (205 486),
погибших в тюрьмах (4 500), погибших на границе (327) и эмигрировавших (170 938) людей за
годы с 1948 по 1989.
Не менее силен своим идейным посылом и памятник Джону Леннону, существующий как часть
одноименной стены. Своеобразный мемориал памяти участника «ливерпульской четверки» возник
в одной из незаметных улочек острова Кампа, что под Карловым мостом, сразу после
убийства «битла» в декабре 1980-го. Поклонники Леннона, несмотря на запреты, оставляли и
продолжают оставлять на ней свои надписи и рисунки памяти Великого Пропагандиста Любви.
Власти еще коммунистической Чехии порывались «прикрыть лавочку», но за народный мемориал
заступился французский посол (посольство расположено как раз напротив). Это помогло,
и сейчас Стена Леннона с украшающим ее бронзовым изваянием лица Джона - одно из самых
популярных мест «изнаночной» Праги.