Таким образом, чтобы старая программа выводилась внутри формы (а-ля консоль), но входные данные должны вводиться в отдельном текстовом поле (внутри той же формы). Пример кода программы на Free Pascal:
Код: Выделить всё
program p;
uses crt;
{ Описание типов - матрицы и вектора }
type
matr=array [1..10,1..10] of real;
vec=array [1..10] of real;
var
mt:matr; { Исходная матрица - левая часть системы }
m2:matr; { Матрица для вычисления промежуточных определителей }
v:vec; { Вектор - правая часть системы }
r:vec; { Вектор решения }
nm:integer; { Число переменных }
n,m:integer; { Счетчики }
d:real; { Определитель матрицы }
{ Рекуррентная функция вычисления опеределителя матрицы }
function opr(mt:matr;nm:integer):real;
var
n,m,d:integer;{ Счетчики }
s:real; { Определитель }
m2:matr; { Матрица для вычислений }
begin
{ Если матрица 2х2 - прямой расчет }
if nm=2 then begin
s:=mt[1,1]*mt[2,2]-mt[1,2]*mt[2,1];
end else begin
{ Иначе - вычисление по правилу:
Определитель равен сумме частных определителей по строке (столбцу),
полученных вычеркиванием строки и столбца, и умноженных на элемент
на их пересечении и на минус единицу в степени (номер столбца+номер
строки). }
s:=0;
{ Перебор всех элементов последнего столбца }
for d:=1 to nm do begin
{ Получение матрицы без последнего столбца и с вычеркнутой строкой }
m2:=mt;
for n:=d to nm do
for m:=1 to nm-1 do m2[m,n]:=m2[m,n+1];
{ Прибавление (вычитание) к сумме }
if (d mod 2 =nm mod 2) then s:=s+mt[nm,d]*opr(m2,nm-1)
else s:=s-mt[nm,d]*opr(m2,nm-1);
end;
end;
{ Результат }
opr:=s;
end;
{ Функция ввода матрицы }
function input(var mt:matr):integer;
var
x,y:integer; { Координаты курсора }
nm:integer; { Количество переменных }
c:char; { Символ с клавиатуры }
n,m:integer; { Счетчики }
pr:real; { Дополнительная переменная }
begin
textcolor(15);
textbackground(0);
x:=1;y:=1;nm:=2;{ Изначально - курсор на первом элементе, 2 переменных }
{ Заполнение матрицы нулями }
for n:=1 to 10 do for m:=1 to 10 do mt[n,m]:=0;
repeat
{ Вывод матрицы с выделением выбранного элемента }
clrscr;
for n:=1 to nm do
for m:=1 to nm do begin
if (n=x)and(m=y) then textbackground(1) else textbackground(0);
gotoxy(n*8,m);
writeln(mt[n,m]:7:3);
end;
textbackground(0);
gotoxy(1,24);
write(' +,- - изменение размера на Numpad'e, Стрелки - выбор,',
' ENTER - ввод данных на обработку, ESC - завершение');
{ Считывание символа с клавиатуры }
c:=readkey;
if c=#0 then c:=readkey;
case c of
{ Обработка нажатия на стрелки }
#72:if y>1 then y:=y-1;
#80:if y<nm then y:=y+1;
#75:if x>1 then x:=x-1;
#77:if x<nm then x:=x+1;
{ Нажатие ENTER - ввод данных }
#13:begin
gotoxy(x*8,y);
write(' ');
gotoxy(x*8,y);
readln(mt[x,y]);
end;
{ Нажатие / - ввод делителя }
'/':begin
gotoxy(x*8,y);
write('/ ');
gotoxy(x*8+1,y);
readln(pr);
mt[x,y]:=mt[x,y]/pr;
{ Перемещение курсора к следующему элементу }
x:=x+1;
if (x>nm) then begin
x:=1;
if (y<nm) then y:=y+1;
end;
end;
'+':if nm<10 then nm:=nm+1;
'-':if nm>2 then nm:=nm-1;
end;
{ Выход по ESC }
until (c=#27);
input:=nm;
end;
{ Основная программа }
begin
{ Ввод матрицы }
nm:=input(mt);
{ Вычисление определителя }
d:=opr(mt,nm);
writeln;
if (d<>0) then begin
{ Если определитель не равен нулю - ввод вектора }
writeln(' Введите вектор: ');
for n:=1 to nm do read(v[n]);
{ Расчет по методу Крамера }
for n:=1 to nm do begin
m2:=mt;
for m:=1 to nm do m2[n,m]:=v[m];
r[n]:=opr(m2,nm)/d;
end;
{ Вывод результата }
clrscr;
writeln(' Система: ');
for n:=1 to nm do begin
for m:=1 to nm-1 do write(mt[m,n]:6:2,'*X',m:1,'+');
writeln(mt[nm,n]:6:2,'*X',nm:1,'=',v[n]:6:2);
end;
writeln;
writeln(' Решение: ');
for n:=1 to nm do writeln('X',n:1,' = ',r[n]:10:6);
end else writeln(' Решения не существует! ');
writeln;
writeln(' Нажмите ESC... ');
repeat until readkey=#27;
end.